Среда, 28.06.2017, 22:14 | Приветствую Вас Случайный прохожий

Farfor

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Стили в искусстве
 

В.Г.Власов"Стили в искусстве"

Словарь художественных направлений и стилей


АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ

Направление американской живописи, возникшее в Нью-Йорке в 1940-х годах. Художники этого направления использовали большие холсты, накладывая краску быстро и энергично с помощью широкой кисти, а иногда расплескивая ее или бросая прямо на холст. Экспрессивный метод письма считался не менее важным, чем окончательный результат. Другие представители направления стремились придать произведениям безмятежность и загадочность. Не все произведения были чисто абстрактными (Виллем де Кунинг, Филип Гастон) или экспрессивными (Барнет Ньюмен, Марк Ротко), но все художники разделяли убеждение, что спонтанность живописного метода поможет освободить запечатлеть творческие силы подсознания.

Создателем абстрактного экспрессионизма считается художник В. Кандинский, его первая абстрактная акварель появилась в 1910 г.

АВАНГАРД, Авангардизм

Французское слово (avantgard, avantgardisme от avant - передовой и garde - отряд). Авангард - условное название всех новейших, экспериментальных взглядов, концепций, течений, школ, творчества отдельных художников XX в. Авангардизм - тенденция отрицания традиций и экспериментальный поиск новых форм и путей творчества, проявляющихся в самых различных художественных течениях, понятие, противоположное академизму.

АКАДЕМИЗМ

В наиболее широком значении академизм - термин, применяемый для обозначения консервативных тенденций в искусстве, а также художественных течений, представители которых догматически следуют канонам, авторитетам, классическим образцам, признанным идеальными и непревзойденными. Их ценность считается не зависящей от места и времени. Исторически академизм связан с деятельностью первых художественных учебных заведений конца XVI - начала XVII вв., названных академиями, в которых обучение было ориентировано на закрепление великих достижений мастеров предшествовавших эпох: античности и Итальянского Возрождения.

АМПИР или Стиль Империи

(франц. Empire империя) - художественный стиль, созданный во Франции в начале XIX в., в эпоху империи Наполеона Бонапарта


АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО

(от лат. Antiquus - древний) - исторический тип искусства. Античностью называют эпоху Древней Греции и Рима.

АР ДЕКО

(франц. Art Deco по названию выставки 1925 года в Париже "Art Decoration" - "Декоративное искусство") - художественный стиль, получивший распространение, главным образом в оформлении интерьера, в большинстве европейских стран и США в 1920-1930 х годах.

Главной задачей этого стиля было создание иллюзии благополучия и "былой роскоши" в годы "потерянного поколения" между двумя мировыми войнами. Это был последний "новый" стиль, сознательно орентированный в прошлое. В нем соединились разнородные элементы Неоклассицизма и Модерна, влияния Русских Балетных Сезонов в Париже, экзотического восточного и примитивного искусства.

АР ИНФОРМЕЛЬ

Французское слово informel обозначает "бесформенный", а вовсе не "неформальный". В 1950-е годы художники Ар информель были заняты поиском новых способов создания образа, не прибегая к узнаваемым формам, которыми пользовались их предшественники (см. кубизм, экспрессионизм). Отказавшись от геометрических и фигуративных форм, они поставили своей целью открытие нового художественного языка. Формы и методы возникали в процессе импровизации. Творчество представителей Ар информель крайне разнообразно, но всех их объединяет свободная живописная манера и густое наложение краски. Подобно абстрактному экспрессионизму, существовавшему параллельно в США. Ар информель было очень широким движением и включало живописцев как фигуративной, так и абстрактной ориентации. Хотя центром этого направления был Париж, оно получило распространение и в других странах Европы, особенно в Испании. Италии и Германии.

АР НУВО (модерн)

Французский термин "L`Art nouveau" обозначает буквально "новое искусство" и применяется для обозначения декоративного стиля архитектуры и дизайна, который возник и Европе и Соединенных Штатах Америки в 1890-е годы. Для стиля Ар нуво были характерны изогнутые линии и округлые органические формы, например: стебли, листья и лепестки цветков. Живопись Ар нуво отличается причудливой орнаментальностью и обилием изысканных женских фигур с длинными струящимися волосами (Густав Климт). Утонченное графическое творчество Обри Бердсли демоистрирует тенденцию к эротизму и декадансу (Эгон Шиле), а искусство Чарлза Ренни Макинтоша представляет более сдержанным геометрический вариант стиля. Испанский архитектор Антонио Гауди воплотил в стиле модерн свои фантастические видения.

БАРОККО

(итал. Barocco через исп. От португ. Baroco - причудливый, дурной, неправильный, испорченный). Термин "барокко" имеет в истории искусства множество значений.

Барокко - исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в середине XVI-XVII столетиях, а затем частично во Франции, а также в Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв.

Стиль Барокко замечателен тем, что впервые в истории мирового искусства в нем соединились, казалось бы, несоединимые компоненты: Классицизм и Романтизм. До XVI-XVII столетий Классицизм и Романтизм существовали как два независимых, во всем противоположных художественных направления, две тенденции художественного мышления.


БОЛЬШОЙ СТИЛЬ, или стиль Людовика XIV

Художественный стиль одного из самых ярких периодов в истории Франции, "золотого века" французского искусства, связанного с годами правления короля Людовика XIV (1643-1715). Соединял элементы Классицизма и Барокко. Своим образным строем "Большой стиль" выражал идеи торждества национального единства, процветания и сильной, абсолютной королевской власти. (Версаль)

ГОТИКА

Готический стиль (лат. Gothi - готы) - исторический художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в XIII-XV веках. Он возник на основе народных традиций готов, достижений романского искусства, главным образом архитектуры, и христианского мировозрения. Готика характеризует третий, заключительный этап развития средневекового искусства Западной Европы.

ГРЕЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Византийское и традиционное древнерусское иконописание, противопоставляемое западным, католическим алтарным картинам эпохи Возрождения, а также новейшему, проникавшему на русские земли в XVII веке с Запада "фряжскому стилю". В середине XIX века тоже, что стиль "неогрек" в западноевропейском искусстве или "русско-византийский" стиль в России.

ДАДА (дадаизм)

Название дада, сознательно лишенное смысла, обозначает международное направление анти-искусства, которое существовало с 1915 по 1922 год. Центром деятельности дадаистов было Кабаре Вольтер в Цюрихе, где единомышленники-поэты, художники и писатели - собирались для творческих экспериментов в области бессмысленной поэзии, "шумовой" музыки и автоматического рисунка. Дадаизм был резкой реакцией на снобизм и консервативность художественного истеблишмента. Типичное произведение дадаизма - реди-мейд - представляет собой тривиальный предмет, изъятый из среды естественного бытования и выставленный как объект искусства. Движение дада с его культом иррационального сыграло важную роль в подготовке почвы для сюрреализма 1920-х годов.

ДЕ СТЕЙЛ

Журнал и направление под этим названием были основаным в 1917 году в Голландии Тео ван Дусбургом и Питом Мондрианом. Они считали, что искусство должно стремиться к абсолютной гармонии, ясности и порядку достижимым в результате полного очищения. Их произведения отличаются строгими геометрическими формами, по преимуществу квадратными.

Они составлены из простейших элементов: прямых линий и основных цветов. Направление ставило перед собой философские задачи и основывалось на мысли, что искусство должно отражать тайну вселенной и ее универсальную гармонию. Движение прекратило свое существование в 1931 году после смерти ван Дусбурга. Оно оказало огромное влияние на архитектуру и прикладное искусство Европы.

ИМПРЕССИОНИЗМ

Направление в живописи, возникшее во Франции в 1860-х годах. Импрессионистов занимала проблеме взаимоотношения цвета и света, свои картины они писали отдельными мазками чистых, несмешанных красок. Они совершили также переворот в области сюжетов, отказавшись от традиционных исторических, религиозных или литературных композиций и обратившись к изображению сцен повсе-дневной жизни. Название направления, данное вначале в насмешку неким журналистом, обязано своим происхож-дением картине Клода Моне Впечатление. восход солнца (от французского impression - впечатление), поздней серией Водяные лилии с ее самостоятельной декоративной игрой колорита Моне проложил дорогу абстрактной живописи.

КЛАССИЦИЗМ

В отличие от классики, классицизм - не качественное, а функциональное понятие, оно выражает определенную тенденцию художественного мышления, основанную на естественном стремлении к простоте, ясности, рациональности, логичности художественного образа.

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (концептуализм)

(англ, conceptional art от concept - идея, общий замысел и art - искусство)

В концептуальном искусстве лежащая в основе произведения идея (концепция) оказывается важнее мастерства исполнения. Концептуализм стал ведущим направлением в международном искусстве 1960 х годов и существовал во множестве разнообразных проявлений. Концепция может воплощаться различными способами, в том числе с помощью текстов. карт, видеофильмов, фотографий и перформансов. а произведение может выставляться в галерее или быть созданным "на местности" В некоторых случаях сам пейзаж становится составной частью произведения - как, например, в лейд-арте Ричарда Лонга или скульптурах Кристо. Концептуализм заимствует свои идеи из философии, феминизма, психоанализа кино и политики. Образ художника как генератора идей, а не создателя вещей подрывает традиционные представления о статусе автора и произведения искусства.

КУБИЗМ

Этот новаторский метод создания живописного образа был изобретен Пабло Пикассо и Жоржем Браком в первом десятилетии XX века. Абстрактное и геометрическое, на первый взгляд, искусство кубизма передает однако реальные объекты.

Они лишь "расплющены" на холсте так что разные грани

одного и того же предмета показаны с разных точек зрения.

Вместо того, чтобы создавать иллюзию предмета в пространстве,

как это пытались делать художники начиная с периода возрождения, кубизм воспроизводил объекты в категориях двухмерной плоскости. Создание кубизма привело к радикальному переосмыслению взаимоотношений формы и пространства и навсегда изменило развитие западного искусства.

КОНСТРУКТИВИЗМ

(лат. Costructio - построение)

Конструкция - функциональный тип структуры, построение, способ связи частей в зависимости от их функции.

В архитектуре - это строительная конструкция, обеспечивающая правильную работу отдельных частей здания и его прочнось. В классической архитектуре такую конструкцию называют ордером (дорический стиль, дорический ордер).

В живописи, рисунке, графике и скульптуре также есть свои конструктивные связи, обеспечивающие "зрительную прочность", целостность изображения.

В изделиях прикладного искусства их конструкция вытекает непосредственно из утилитарной функции. В изобразительном искусстве конструкцию как функциональную целостность следует отличать от смыслового, художественно-образного единства, являющегося более высоким уровнем организации композиции. Любая композиция, однако, всегда включает "изобразительную конструкцию" в качестве формальной основы, имеющую ярко выраженный геометрический характер. Поэтому такую конструкцию иначе называют "геометрией" художественного произведения. Противоположное понятие - деструкция (от лат. destructio - разрушение).

В истории художественных стилей конструктивные и деструктивные тенденции взаимосвязаны. Классицизм более конструктивен, чем Барокко, имеющее тенденцию к разрушению рациональной классичской конструкции. Деструктивными стилями являются Рококо, "пламенеющая готика", Ар Нуво; конструктивными - Ампир и Бидер-майер.

КОРОЛЕВСКИЕ СТИЛИ

- историко-ретональные стили европейского искусства Начиная с эпохи Возрождения, история искусства, прежде всего Франции, подразделяется на периоды, соответствующие годам правления королей. Это объясняется главным образом тем, что в отличие от Италии, где возрождение искусства былс связано с демократическим движением городов и их борьбой за независимость, французская ренессансная культура носила исключительно аристократический, придворный характер и выражала идеологию абсолютизма королевской власти. Известны следующие французские "королевские стили":

Карла V (1364-1380) - французская Готика;

Карла VII (1422-1461) - "пламенеющая готика", проторенессанс;

Людовика XI (1461-1483) - проторе нессанс;

Карла VIII (1483-1498) - переходный стиль от Готики к Ренессансу;

Людовика XII (1498-1515) - начале Ренессанса;

Франциска I (1515-1547) - см. Фонтенбло, стиль, школа;

Генриха II (1547-1559) - зрелый Ренессанc;

Генриха IV (1589-1610) - поздний Ренессанс;

Людовика XIII (1610-1643) - поздний Ренессанс с элементами Маньеризма и Барокко;

Людовика XIV (1643-1715) - см. "Большой стиль";

Регентства (1715-1720) - переходный, раннее Рококо;

Людовика XV (1720-1765) - Рококо;

Людовика XVI (1774-1789) - Неоклассицизм;

Директории (1795-1799);

империи Наполеона I (1804-1815) - см. Ампир;

Людовика XVIII (1815-1824), Карла X (1824-1830), Луи-Филиппа (1830-1848) - стиль Реставрации, см. Неорококо, или второе рококо;

Наполеона III (1852-1870) - Второй Ампир.

Аналогичная периодизация "Королевских стилей" принята в истории английского искусства;

Генриха VIII Тюдора (1520-1550) - см. Тюдор-Ренессанс;

Елизаветы I (1558-1603) - см. елизаветинский ренессанс;

Якова I Стюарта (1603-1625) - раннее Барокко, см. Якова стиль;

Карла I (1625-1640) - переходный стиль к английскому Классицизму;

Карла II (1660-1685) - см. реставрации Стюартов стиль;

Вильгельма III Оранского и королевы

Мэри (1689-1702) - см. Марии стиль;

королевы Анны (1702-1714) - см. Анны стиль;

Георга I (1714-1727), Георга II (1727-1760), Георга III (1760-1820), Георга IV (1820-1830) - см. георгианский стиль; Регентства стиль в Англии;

королевы Виктории (1830-1901) - см. "викторианский стиль".

В Испании известны стили исабеллино и фердинандино.

В России царствующие особы считали делом чести создание оригинального художественного стиля, прежде всего в области архитектуры, и стремились прославить свое царствование возведением величественных сооружений. Многие из них имели необходимые знания, чтобы непосредственно участвовать в этой деятельности, направляя работу архитекторов, художников, декораторов. Отсюда периодизация в истории архитектурных стилей Петербурга:

"петровское барокко" (1703-1725);

аннинский период правления Анны Иоановны (1730-1740);

елизаветинское рококо (1741-1761);

екатерининский классицизм (1762-1796), (см. также царскосельский классицизм);

павловский романтизм (1796-1801);

александровский классицизм (1801-1825);

николаевская готика, николаевский ампир (1825-1855);

Александра II период (1855-1881);

Александра III период (1881-1894).

В Германии известен штауфеновский ренессанс (1194-1250) и фридерианское рококо (1740-1786).

ЛЮДОВИКА XI СТИЛЬ

(франц. style Louis XI) - поздняя французская Готика, проторенессанс. Совпадает с годами правления французского короля Людовика XI (1461-1483). Стиль Людовика XI является переходным между стилями Карла VII и Карла VIII.


ЛЮДОВИКА XII СТИЛЬ

(франц. style Louis XII) - переходный стиль от поздней французской "пламенеющей готики" к эпохе Ренессанса Франциска I (см. Фонтенбло стиль, школа). Совпадает с годами правления короля Людовика XII (1498-1515). Два военных похода короля Людовика в Италию способствовали проникновению в архитектуру Франции мотивов итальянского Классицизма, ордерной декорации фасадов. Но они причудливо соединялись с готической строительной конструкцией и средневековой, замковой планировкой дворцов, Поэтому настоящий французский Ренессанс наступил лишь в годы правления Франциска I (1515-1547) и Генриха II (1547-1559).

ЛЮДОВИКА XIII СТИЛЬ

(франц. style Louis XIII) - стиль французского искусства переходного времени от позднего Ренессанса - стиля Генриха IV к "Большому стилю" Людовика XIV, совмещающего в себе элементы Классицизма и Барокко. В годы правления Людовика XIII (1610-1643) было завершено строительство парижского Лувра и охотничьего замка короля в Версале - сооружения в стиле позднеготической архитектуры с мотивами ренессансного декора. Характерным элементом резной мебели Стиля Людовика XIII была "алмазная грань". В оформлении интерьера - покрытые красочной росписью гротесками деревянные балки потолков и резные панели по стенам, а так же тканые ковры - шпалеры. Мебель импортировалась из Италии, Германии и Испании. Своей почти не производили.

ЛЮДОВИКА XIV СТИЛЬ - см. "Большой стиль".

ЛЮДОВИКА XV СТИЛЬ - см. Рококо.

ЛЮДОВИКА XVI СТИЛЬ - см. Неоклассицизм.

ЛЮДОВИКА XVIII СТИЛЬ - см. Неорококо, или второе рококо, стиль Реставрации.

МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ

(от лат. Mauretania - Мавретания - земля мавров от лат. mauri, греч. mauros - темный) - условное название различных стилизаций и неостилей второй половины XIX в., воспроизводящих особенности арабского и испано-мавританского искусства. В эпоху Историзма считалось романтичным и престижным оформлять в "восточном вкусе" курительные и кофейные комнаты, ванные - под серали. Отели и бары получали название "Альхамбра". Эта мода возникла еще в начале XIX в. во французском Ампире, в связи с увлечениями египетскими мотивами - Египет тогда находился в сфере арабо-мусульманской культуры, а затем в период охватившего всю Европу движения "национального романтизма". Однако мавританский стиль - более правильно неомавританский - был вторичен и эклектичен, так как включал разнородные элементы ближневосточного, турецкого, индийского, персидского и даже китайского искусства. Этот смешанный

стиль иногда называли "стилем сарацинов" (от лат. saraceni - - античное название жителей Аравии; см. также сарацинские ковры). Другое название - - "стиль мореск" (от франц. moresque - мавританский; сравн. "тюркри").

МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ

(см. голландский стиль, "голландское барокко") - художественная школа голландской живописи XVII в., в которую условно объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера, отсюда название. Особенности живописи малых голландцев были обусловлены историческим развитием голландского искусства, а также конъюнктурой рынка. Картины "малых голландцев" предназначались не для дворцов или храмов, а для скромного интерьера обычного жилого дома. Их покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне. Они висели буквально в каждом доме. Такого еще не бывало в истории искусства.

Художественная жизнь "золотого века" голландской живописи, каким по праву считается XVII столетие, отличалась огромной продуктивностью. В маленькой Голландии насчитывалось более двух тысяч живописцев, а вместе с южными Нидерландами - более трех. Я. Рейсдал написал за свою жизнь более тысячи картин, Г. Доу - триста девяносто, Я. Стен - восемьсот девяносто, А. Кейп - более восьмисот, А. фан Остаде - девятьсот двадцать. Художники писали картины целыми партиями, деля с торговцами доходы, и часто налаживали настоящий конвейер по их производству. В среднем голландский живописец, специализирующийся в "малом жанре" пейзажа, натюрморта, исполнял от двух до пяти картин в неделю. В подавляющем большинстве случаев индивидуальные различия стиля и манеры живописцев были не столь существенны и на первый план выступал жанр, сюжет и отработанная совместно стилистика школы. Ни в одной другой национальной школе, кроме голландской, так далеко не заходила специализация живописцев внутри каждого жанра. Арт фан дер Hep писал только вечерние и ночные пейзажи, Хендрик Аверкамп - зимние, Эгберт фан дер Пул - "ночные пожары". Корабли на рейде писали Я. Порселлис и С. де Флигер, виды равнин - Ф. Конинк, интерьеры церквей - П. Я. Санредам, А. де Лорм, натюрморты-завтраки П. Клас и В. К. Хеда, цветы - К. де Хем. Мастерами бытовых сцен в интерьерах были П. де Хох, Ф. Мирис, Г. Метсю, Г. Терборх. Обычным делом стала совместная работа различных художников над одной картиной - один писал небо, другой - зелень, третий - фигуры, а также изменение подписей художников с целью более выгодной продажи, бесчис-

ленные повторения, тиражирование и варьирование наиболее удачных с коммерческой точки зрения картин, дописывания, подновления и переделки старых. На широкую ногу был поставлен конвейер по производству картин в мастерской М. фан Миревелта в Гааге. Но удивительно, несмотря на свои малые размеры и специализацию живописцев, вынужденных как и все ремесленники, чутко реагировать на вкус публики и характер спроса, картины "малых голландцев" - подлинные жемчужины мировой живописи. Они отличаются отточенностью формы, ясностью композиции, цветовых решений и ювелирной техникой. Черные лакированные рамы придают им еще большую красоту. Благодаря мастерству художников, многие картины выглядят современней самой современной живописи. Произведения малых голландцев совершенны. Так целостно и органично было их мироощущение!

МАНЬЕРИЗМ

(итал. manierismo - вычурность, манерничанье от maniera - прием, способ) - название, условно обозначающее кризисные стилистические тенденции, а так же определенный этап в развитии европейского, главным образом итальянского, искусства середины и конца XVI в. Этот этап отражал кризис художественных идеалов эпохи Итальянского Возрождения. Искусство Маньеризма в целом характеризуется превалированием формы над содержанием. Изысканная техника, виртуозность манеры, демонстрация мастерства не соответствуют скудости замысла, вторич-Ности и подражательности идей. В Маньеризме ощущается усталость стиля, исчерпанность его жизненных источников. Именно поэтому этот термин часто толкуют более широко, называя маньеризмом последнюю, кризисную фазу развития любого Художественного стиля в различные исторические эпохи.

МАССОВОЕ ИСКУССТВО

(от греч. massa - глыба, кусок, ком, первичная материя) - искусство, рассчитанное на самый широкий круг зрителей; общедоступное, простое по форме, понятное всем. Понятие, противоположное элитарному искусству. Имеет различные смысловые оттенки. В положительном смысле слова массовым является народное творчество, искусство примитивов, наивное искусство, в котором простота формы искупается искренностью, непосредственностью художественного чувства и следованием исторической традиции. В негативном смысле массовым презрительно именуют суррогат, подделку, невзыскательное отношение к искусству. Крайнее выражение подобного массового искусства - китч (сравн. Салон, салонное искусство).

МИР ИСКУССТВА

МИРИСКУСНИКИ - объединение художников, созданное в Петербурге в конце XIX в., заявившее о себе журналом и выставками, от имени которых получило свое название. В "Мир искусства" входили в разное время чуть ли не все передовые русские художники: Л. Бакст, А. Бенуа, М. Врубель, А. Головин, М. Добужинский, К. Коровин, Е. Лансере, И. Левитан, М. Нестеров, В. Серов, К. Сомов и др. Всех их, очень разных, объединил протест против официального искусства, насаждаемого Академией (см. академизм), и натурализма художников-иередвидсныков.

Возникновению объединения "Мир искусства" предшествовал маленький домашний "кружок самообразования" на квартире А. Бенуа, где собирались его друзья по частной гимназии К. Мая: Д. Философов, В. Нувель, а затем Л. Бакст, С. Дягилев, Е. Лансере, А. Нурок, К. Сомов. Весной 1898 г. в музее училища барона Штиглица усилиями Дягилева была организована первая художественная выставка "русских и финляндских художников", в том же году возник журнал "Мир искусства", субсидируемый М. Тенишевой и С. Мамонтовым.

Лозунгом кружка было "искусство для искусства" в том смысле, что художественное творчество само в себе несет высшую ценность и не нуждается в идейных предписаниях со стороны. В то же время это объединение не представляло собой какого-либо художественного течения, направления, или школы. Его составляли яркие индивидуальности, каждый шел своим путем.

Искусство "мирискусников" возникло "на острие тонких перьев графиков и поэтов". Атмосфера нового романтизма, проникшая в Россию из Европы, вылилась в причуды виньеток модных тогда журналов московских символистов "Весы", "Золотое руно". Рисунок узорных оград Петербурга соединился с устремлениями художников абрамцевского кружка И. Билибина, М. Врубеля, В. Васнецова, С. Малютина по созданию "русского национального стиля". На страницах журнала "Мир искусства" увлечение творчеством современных финских художников как "наиболее близких" соседствовало с "ориентальными оргиями Бакста" и "лукавым примитивизмом Билибина и Нарбута, историческими стилизациями Бенуа и Сомова, петербургским символизмом Добужинского".

МОДЕРН

"СТИЛЬ МОДЕРН" (франц. moderne от лат. modernus - новый, современный) - период развития европейског го искусства на рубеже XIX-XX вв., главным содержанием которого было стремление художников противопоставить свое творчество Историзму и эклектизму искусства второй половины XIX столетия - отсюда название. Поэтому термин "модерн" следует отличать от общего смысла слова "современный" или "современное искусство", а также термина "модернизм" обозначающего все наиболее авангардистские, экспериментальные и формалистические течения в искусстве XX в. Хронологические рамки искусства Модерна очень узки, всего каких-нибудь тридцать лет приблизительно 1886-1914 гг. Однако Модерн - это не один какой-либо стиль, множество различных стилей и течений составляющих период, может быть, не менее важный, чем эпоха Возрождения XVI в. Рубеж XIX-XX вв. имел "значение этап завершающего грандиозный цикл развития европейской культуры, начавшийся еще в античности.

Модерн - это сказочность, миф, мир иллюзий, быть может, чем-то похожий на эпоху Готики. Ведь Неоготика была одним из важных стилевых течений искусства Модерна. Идеалы Модерна не смогли реализоваться в сложную переходную эпоху конца XIX - начала XX вв. Они только отразились по-разному в его многообразных течениях. Эти течения были не только разными, но, подчас, взаимоисключающими, противоречивыми и, тем не менее, переплетающимися между собой: орнаментальное и конструктивное, "флореальное" и геометрическое, новаторское и ретроспективное, неоклассическое и неоготическое, индустриальное и кустарное...

Среди основных течений искусства Модерна обычно выделяют:

- флореальное, или "Ар Нуво";

- неоромантическое (национально-романтическое);

- рациональное, или геометрическое;

- "неопластицизм", или "органическую архитектуру";

- неоклассицизм.

МОДЕРНИЗМ

(франц. modernisme от лат. modernus - новый, современный) - общее обозначение художественных тенденций, течений, школ, деятельности отдельных мастеров XX в., порывающих с традициями искусства и считающих формальный эксперимент основой своего творческого метода. В этом смысле модернизм - то же, что авангардизм, формализм и противопоставляется академизму. К модернизму в изобразительном искусстве относятся: все течения постимпрессионизма - фовизм, экспрессионизм, футуризм, кубизм, абстрактное искусство, его геометрическое направление (см. супрематизм) и абстрактный экспрессионизм, или ташизм, символизм, сюрреализм, а также множество более мелких течений постмодернизма. Непримиримый противник всяческого модернизма А. Бенуа писал в 1916г., что он не чувствует на выставках модернистов главного: "природы искусства", они свидетельствуют лишь, о "духовном обнищании общества" и на них ему становится "просто скучно".


МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ

(франц. monumentalite от лат. monere - напоминать). Монумент - памятник, произведение искусства, созданное для увековечения памяти о каком-либо важном историческом событии или герое и потому рассчитанное на длительное время, отсюда - монументальный - особо прочный, долговечный, в переносном смысле слова, выдающийся, значительный как по содержанию, так и по форме, иногда просто большой, огромный. Всеми этими свойствами в первую очередь обладает архитектура. Поэтому под словом монументальный часто имеют в виду архитектурный или связанный с архитектурой, например: монументальная роспись, монументальная скульптура. Но монументальность как художественное качество значительности, величественности, масштабности образа, может быть присуща любому произведению в различных видах искусства. Монументализм - тенденция или свойство художественного мышления, обеспечивающее особую значительность, масштабность в пространстве и во времени, соотносящие произведение искусства с культурно-исторической средой. Поэтому нет отдельного монументального стиля, но есть художественные качества монументальности, закономерно связанные с явлением декоративности, ансамблевого смысла художественного образа. Противоположное значение - камерность (см. также мегаломаны).

МИНИМАЛИЗМ

Направление в живописи и скульптуре, распространившееся в 1960 -1970-е годы главным образом в США. Как явствует из названия, искусство минимализма сведено к основной сущности, оно чисто абстрактно, объективно и анонимно, лишено внешней декоративности или экспрессивного жеста. Живопись и графика монохромны и часто воспроизводят математически правильные решетки и линейные структуры. В то же ввремя минимализм способен вызвать ощущение возвышенного. Скульпторы, работавшие часто большими сериями, для создания своих геометрических композиций использовали промыш-ленные технологии и материалы, такие, как сталь, пенопласт или флюоресцентные трубки. Подобная скульптура не прибегает к иллюзионистическим приемам, а рассчитана на тактильное восприятие. Минимализм возник в ответ на излишнюю эмоциональность абстрактного экспрессионизма, господ-ствовавшего в искусстве на протяжении 1950-х годов.

"НАРЫШКИНСКОЕ БАРОККО" "НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ"

Нарышкинский стиль - условное название стиля русской архитектуры конца XVII в., связанного с деятельностью ближайших родственников Петра I Нарышкиных - молодого боярского рода, к которому принадлежала мать Петра, вторая жена Алексея Михайловича Наталья Кирилловна. В стиле "нарышкин- ского барокко" соединились традиции русского белокаменного узорочья с новыми веяниями западноевропейской архитектуры. Корни этого стиля следует искать в самом начале XVII столетия. В 1613г., после "смутного времени", изгнания поляков из Москвы и избрания на царство Михаила Романова, началось интенсивное строительство, главным образом в Москве. Заново отстраивался Кремль, по всему городу возводилось огромное количество новых церквей. Все это привлекало в столицу большое количество русских и иноземных мастеров. Оживленные контакты с Украиной, Белоруссией, Италией, Голландией привели к тому, что молодые русские зодчие в своей работе пользовались книгами и гравюрами, в большом количестве привозимыми с Запада, в частности особенно популярной Библии Пискатора. Увиденные в них мотивы они "переиначивали" на свой лад и вкус. Это было время рождения нового стиля в архитектуре, иконописи, декоративном искусстве.

Главной особенностью русского искусства XVII столетия была свобода, живописность композиции, смелость сочетания самых разных, на первый взгляд несоединимых элементов. Так, в иконописи и фреске соединялись традиции византийского искусства, русского национального фольклора и западноевропейские приемы изображения (см. строгановская школа; ярославская школа архитектуры, иконописи и фрески; фламский, флемский стиль). В архитектуре строгая симметрия уступала место свободной планировке асимметричного, как бы изнутри растущего, разворачивающегося в пространстве объема с множеством прихотливо расположенных куполов, шатров, башен, галерей-гульбищ, внутренних и наружных лестниц. Распространялась нарядная двуцветность сочетания красного кирпича и белого камня, подчеркивавшая узорчатые обрамления стен, оконных и дверных проемов, широко использовались многоцветные поливные изразцы. Все эти декоративные приемы в русской архитектуре XVII в. получили название "русского узорочья".

НАТУРАЛИЗМ

(франц. naturalisme от лат. natura - природа, естество) - в широком смысле слова тенденция к максимально точному изображению, фиксированию отдельных явлений действительности во всей их конкретной полноте без учета связей и отношений с другими явлениями, а также субъективно-эмоционального и интеллектуального отношения к ним художника. В различные исторические эпохи натурализм проявлялся в разных художественных стилях: в "натуральном стиле" искусства первобытных охотников, архаических стилях древних культур, наивном искусстве. В тех случаях, когда натуралистическая тенденция начинала определять характер мышления художника, натурализм выступал в качестве творческого метода. Конечная цель натуралистического метода - - абсолютная иллюзорность. Однако такой нату- можно было бы видеть все листья на дереве, каждую черепицу на крыше, а на черепицах мох, насекомых..." ' Ведь известно, что даже простое зрительное восприятие обладает даром отбора и обобщения. В еще большей степени - изобразительное искусство, так или иначе связанное ограничениями материала. Поэтому, когда художник специально ставит натуралистическую задачу, он, как правило, достигает обратного.

НЕОКЛАССИЦИЗМ

(франц. style neoclas-sique, нем. Neoklassizismus от греч. neos - новый и см. Классицизм) - возрождение классических традиций и классических форм в искусстве, ретроспективная тенденция художественного мышления, стремление к "очищению" форм, возвращению к вечным идеалам античности. В

Категория: Мои статьи | Добавил: Far-For (13.11.2007)
Просмотров: 24711 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 3.9/40
Всего комментариев: 6
6  
[color=color_url - Здравствуйте уважаемые друзя. Нашел наш хороший сат http://farfor.ucoz.ru и понял что тут мне помогут.
Прошу всех желающих присоедениться.
Нашол эту тему этот надеюсь нужную, если не то прошу Модераторов перенести ее в категорию которую посчитаете нужной.
Я сильно смотреть фильмы. У кого быстрый интернет могут себе позволить http://kinozal.in - скачать новинки кино хорошего качества[color=color_url - .
Или просто смотреть онлайн.
Ка на меня я болше люблю с женой смотреть http://kinozal.in/erotika - эротическое кино бесплатно[color=color_url - . Вообщем кому что лучще. Но проблемма в том что у меня слабый интернет.

Так вот пожалуйста помогите мне найти сайты где возможно смотреть фильмы или скачать даже с медленным инетом.
Ссылки пожалуйста отправляйте в личку, на емаил unsomimmusemm@gmail.com или icq 9448995

5  
Люди обычно мучают своих ближних под предлогом, что желают им добра. Вовенарг

4  
Всем привет! Хотел похвалить Ваш сайт. Мне здесь очень понравилось.

3  
Рады представить Вам Сайт PerfectVPN .com

<a href='http://perfectvpn.com/ru/index.html'><b>бесплатный vpn</b></a> очень проста в использовании и могут быть установлены каждого человека, на разных устройства. Свободный VPN защищает всю вашу веб-серфинга сессии, обеспечение подключения как на вашей домашней сети Интернет и публичному размещению сети. Свободный Интернет. IP технология VPN через Интернет. Попробуйте VPN доступа, простая установка. Поставки бесплатной загрузки клиента установить бесплатное программное обеспечение VPN.
Вы будете смотреть телевидение онлайн, скорость работы позволяют сделать это без каких-либо проблем.

2  
Приглашаем Вас в социальную финансовую сеть МММ-2011 С. П. Мавроди.
МММ-2011 работает с января 2011 года, тоесть уже 16 месяцев.
За это время все участники успешно получают выплаты, притом немаленьке.
Все еще действует акция каждому новому участнику 20 долларов в подарок.
Если хотите вложить свои деньги, то существуют депозиты с разной степенью доходности
от 20% до 75% в Месяц!
Если размещаете вклад на:
3месяца, увеличение вклада в 3 раза.
6 месяцев, увеличение вклада в 13 раз.
12 месяцев, увеличение вклада в 407 раз.
Каждый сам для себя пусть решит, стоит или не стоит вступать в МММ-2011, это Ваш выбор.
МММ-2011 это финансовая пирамида, основанна на социальных взаимоотношениях людей, нет единого центра
средства распределяются между участниками. Мы Можем Многое!
Подробнее http://mmm-invest.biz

1  
нужно проверить :)

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [11]
Словарь [26]
Словарь
Корзина
Ваша корзина пуста
Поиск
Мини-чат
500
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0