Четверг, 29.06.2017, 18:50 | Приветствую Вас Случайный прохожий

Farfor

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Стили в искусстве .словарь Часть 2
 

ПРИМИТИВНОЕ ИСКУССТВО, ПРИМИТИВЫ

(от лат. primitivus - первый, самый ранний от primus - первый) - в наиболее общем смысле слова, исключая его негативное содержание, примитивизм - то же, что наивный натурализм - доконструктивная стадия развития художественной формы, детство искусства, независимо от того, относим ли мы это понятие к изобразительной деятельности первобытного человека или ребенка.

РЕАЛИЗМ

(франц. realisme от лат. realis - вещественный) - один из самых трудных для определения терминов. В широком смысле слова: стремление к более полному, глубокому и всестороннему отражению реальности во всех ее проявлениях. В обыденной жизни реализм - почти тоже, что прагматизм, ясное, трезвое, утилитарное восприятие действительности. В художественной деятельности - понимание возможного, соответствие материальных средств и приемов поставленным задачам.

РЕНЕССАНС

(франц. Renaissance, итал. rinascimento - возрождение) - французское название исторической эпохи в развитии итальянского, а затем и всего европейского искусства XV-XVI вв. (см. Итальянское Возрождение; Северное Возрождение; "русский Ренессанс"; французский Ренессанс). Так же как и "Возрождение", термин "Ренессанс" обозначает эпоху, а не стиль. Поэтому, когда говорят "стиль ренессанс", обычно имеется в виду "неоренессанс" - один из так называемых неостилей, искусственная стилизация под Классицизм эпохи Возрождения, чаще итальянского. Особое распространение такое понимание термина "ренессанс" получило в период Историзма второй половины XIX в. Но даже, когда говорят об эпохе Ренессанса, в каждом отдельном случае подразумевают разное. Ренессанс в Италии, Франции, Германии или России - не одно и то же. Поэтому важны не споры о правомерности, к примеру, термина "русский Ренессанс", а определение его содержания в конкретном смысле. По отношению к итальянскому искусству XV-XVI вв. более правильно использование термина "Возрождение" (сравн. палингенесия).

РОКАЙЛЬ, РОКОКО

(франц. rococo вычурный, причудливый от rocaille - скальный от roc - скала, утес).

Рококо - оригинальный художественный стиль, выработанный в искусстве Франции первой половины XVIII в. То же, что стиль Людовика XV, так как совпадает с временем правления этого короля (1720-1765). Рококо - один из самых известных "королевских стилей". Происхождение его названия и основных форм тесно связано с понятием "рокайль".

В 1736г. французский ювелир и резчик По дереву Ж. Мондон "Сын" опубликовал альбом гравированных рисунков под названием "Первая книга форм рокайль и картелль". Картелль (франц. cartelle от carte - карта, свиток бумаги) - то же, что картуш - элемент, знакомый по искусству Барокко, Но слово "рокайль" было тогда новым. Еще в XVII столетии во Франции вошло в моду украшать парковые павильоны - гроты, стилизованные под естественные пещеры, грубо обработанными камнями, лепными украшениями в форме раковин, переплетающимися стеблями растений, ассоциирующимися с темой моря и атрибутами морского бога Посейдона. Эти ассоциации усиливались многими фонтанами и водоемами, разбросанными по регулярным паркам времен Людовика XIV (см. "Большой стиль"). Постепенно форма раковины стала основным декоративным мотивом, который и называли словом rocaille от roc - скала, камень, грот. Однако такая раковина существенным образом отличалась от орнаментального мотива эпохи Ренессанса. Она трансформировалась от строго симметричной, почти точно копирующей натуральную раковину "морского гребешка", к более динамичной, барочной. К началу XVIII столетия форма раковины узнается уже с трудом - это, скорее, причудливый завиток с двойным С-образным изгибом. Поэтому и слово "рокайль" начинает обретать более широкое значение - странная, причудливая форма, не только раковины, но и вообще все извивающееся, вычурное, неспокойное; сокращенно иронично - "рококо". Так родилось название нового стиля.

РОМАНИЗМ

(голландск. romanism, франц. romanisme от итал. Roma - Рим) - тенденция художественного мышления, основанная на преклонении перед итальянским искусством, использовании тем, сюжетов, художественных форм и техники искусства Италии, главным образом живописи римской школы. Романизм является результатом сильного воздействия достижений искусства Итальянского Возрождения на художников других стран и пронизывает собой европейский Классицизм и академизм XVI-XIX вв. В конкретно-историческом смысле как определенное художественное течение романизм оформился в нидерландском искусстве XVI в., представители которого ориентировались в своем творчестве на современное им искусство Италии.

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО

(франц. Romanesque, исп. romanico, нем. Romanik от лат. romanum - римский) - обобщающее название различных памятников второго после раннехристианского периода развития искусства западноевропейского средневековья (см. средневековое искусство). Термин "романский", по-французски "романеск", появился в начале XIX в., когда историки и художники-романтики, открыв для себя искусство раннего средневековья заметили, что архитектура этой эпохи внешне напоминает древнеримскую. Романская эпоха - время возникновения общеевропейского архитектурного стиля. Ведущую роль в этом процессе играли народы Западной Европы. Формирование западноевропейской романской культуры из-за непрерывных войн и переселения народов происходило позднее, чем на Востоке, в Византии, но протекало более динамично. Главная особенность романской эпохи - открытость внешним влияниям.

РОМАНТИЗМ

(франц. romantisme от лат. romanum римский от Roma - Рим) - одна из двух, наряду с Классицизмом, основополагающих тенденций художественного мышления. Однако исторически сложилось, что этим словом стали называть широкий круг самых разных явлений. В конце XVIII в. романтическим или "романическим" называли все необыкновенное, фантастическое, то, что происходит "как в романах". Романтическая, возвышенная поэзия считалась тогда единственно достойным видом искусства. Но существовало и другое толкование термина: романтическое - это искусство романских народов, преимущественно средневековое, которое противопоставлялось классическому, античному. Французское слово "roman" первоначально означало литературные произведения, написанные не на классической латыни, а на вульгарных, народных наречиях. Поэтому под романтическим искусством сначала понимали искусство средневековья, включая Возрождение, не выделявшееся в особую эпоху. Современное название "роман" - драма для чтения, чаще любовная история, композиция и стиль которой отклоняются от классических правил. Отсюда же происходит и слово романс (франц. romance, ст. франц. romanz).

РУССКИЙ ЛУБОК, ЛУБОЧНЫЙ СТИЛЬ

(от луб, древн. прусск. Lubo - тесина, кора, щепа) - русский народный промысел. Первоначально картинки, "оттиснутые лубком на бумаге", т. е. самодеятельная гравюра на дереве, отсюда название. По другой версии продавцы народных картинок носили их в деревянных коробах, поэтому их и стали называть лубками. Получили широкое распространение с XVII в. Художественный стиль лубочных картинок отражал основные особенности народного, наивного искусства. Изображения отличались предельной простотой, плоскостностью, стихийной декоративностью, иносказательностью, остроумием, стилизацией и обобщением форм. Лубки часто раскрашивались от руки, изображения дополнялись поясняющими надписями. Искусство народного лубка развивалось во взаимодействии с русской народной росписью по дереву, вышивкой, изразцовым искусством (см. русские изразцы).

РУССКОЕ ИСКУССТВО, "РУССКИЙ СТИЛЬ"

(древн. русск. Русь, греч. ros - норманн от норманнск. ruhs - светлый, рыжий, отсюда - русый, сравн. лат. russus - красный, рыжий; также финск. ruotsi - швед, мореход; по другой версии: от древнерусск. Hors, Hros - имя древнего бога Солнца; см. стиль).

Истоки национального стиля русского искусства связаны с историей Древней Руси. По некоторым предположениям слово "русь" появилось от названия "рухс-асы" (светлые асы) - племен антов, предшественников славян, живших в южных степях еще в I в. до н. э. По другим - от финского "руотси", которым финны называли норманнов-мореплавателей. Предпосылки художественного стиля древнерусского искусства складывались задолго до принятия Русью христианства в X в., а с ним и готовых форм византийской архитектуры, мозаики, иконописи, книжной миниатюры и ювелирного дела. Этими предпосылками являлись особый этнический характер и жизненный уклад древних славян, в свою очередь, определявшийся географическими и природными условиями Восточно-Европейской равнины. Географически Русь оказалась между Востоком и Западом, а исторически - вне Запада и вне Востока, как считали впоследствии "западники", или соединила в себе и то и другое, как утверждали "евразийцы". По мнению О. Ключевского, Н. Бердяева, главным фактором, оказавшим влияние на формирование русского характера было "отсутствие естественных границ и необъятность русской земли"

САЛОН, САЛОННОЕ ИСКУССТВО, "САЛОНЫ"

(франц. Salon от итал. salone, sala - зал от лат. salum- простор).

Салон - большая, просторная комната для приема гостей, парадная гостиная в богатом аристократическом доме. Это название появилось во Франции, в искусстве оформления интерьеров конца XVIII - начала XIX вв. Позднее так стали называть встречи, собрания писателей, поэтов, художников, проводившиеся в таких помещениях. В 1667г. Королевская Академия Живописи в Париже учредила ежегодные большие официальные художественные выставки. Первоначально они происходили в "квадратном салоне" Лувра, поэтому стали также называться "Салонами", сохранив свое название на всем протяжении XIX столетия. Постепенно "Салоны" стали ассоциироваться с академизмом, со всем отжившим, устаревшим в искусстве, так как Большое жюри парижских Салонов жестко отстаивало академические позиции в искусстве и не допускало на свои выставки молодых, прогрессивных художников.

"СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ"

- краснофигурный стиль росписи древнегреческой керамики периода классики середины V в. до н. э., отличавшийся особой свободой передачи движений и ракурсов изображаемых фигур, отсюда название. Наиболее известный мастер "свободного стиля" - Полигнот.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

(от лат. socialis - общественный и см. реализм) - идеологическое направление официального искусства СССР в 1934-1991 гг. Впервые термин появился после Постановления ЦК ВКП/б - Центральный Комитет Всероссийской Коммунистической Партии большевиков.) от 23 апреля 1932г. "О перестройке литературно-художественных организаций", означавшем фактическую ликвидацию отдельных художественных направлений, течений, стилей, объединений и групп. В том же году на квартире писателя М. Горького состоялась встреча деятелей искусства с И. Сталиным, где обсуждалось содержание этого термина, придуманного либо Горьким, либо Сталиным. Достоверно известно лишь то, что Горький поддержал Сталина в необходимости создания единого творческого метода советских писателей и художников и обозначения его термином, аналогичным диалектическому материализму в области науки. На первом съезде советских писателей в 1934г. в докладе секретаря ЦК ВКП/б) по идеологии А. Жданова прозвучало теоретическое обоснование этого понятия в том смысле, что социалистический реализм вобрал в себя все лучшее, выработанное историей искусства: классические традиции античности, эпохи Возрождения, французского просвещения и "критического реализма" XIX в. В то же время, социалистический реализм наиболее полно, с научных, т. е. партийных, позиций отражает действительность, главным содержанием которой, согласно марксистскому учению, является классовая борьба. А в условиях обострения классовой борьбы, сопровождавших советскую власть постоянно, художники, не следующие "главному методу", являются врагами этой власти. Таким образом, под художественное творчество была подведена идеология войны с инакомыслящими. Все художественные группировки были запрещены, и на их месте созданы единые творческие союзы - советских писателей и советских художников, деятельность которых регламентировалась, контролировалась и "направлялась" коммунистической партией. Впоследствии идеологи социалистического реализма, в том числе и Горький, пытались смягчить его политическую окраску и расширить это понятие до гуманистического содержания реализма вообще.

СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО

Средневековое искусство - исторический тип искусства. Периодом средневековья в Европе считается огромный, более чем тысячелетний отрезок исторического времени от падения Римской империи (476 г. ) до начала буржуазных революций XVII в. в Англии и Голландии.


СТИЛЬ, СТИЛИЗАЦИЯ

(лат. stylus от греч. stylos - стержень, палочка для письма по восковой дощечке).

Стиль - фундаментальная категория искусства. В античную эпоху стилем называли инструмент для письма, отсюда традиционное для филологии понимание стиля как склада речи, формы языка, характера использования его выразительных возможностей в литературе. Термином "стиль" пользуются и в искусствознании, где его содержание близко понятиям творческого метода, художественного направления, течения, школы или манеры, но, в то же время, отличается от них. Категория стиля настолько универсальна, что всю историю мирового искусства можно рассматривать как историю художественных стилей.

СУПРЕМАТИЗМ, "СУПРЕМУС"

(от лат. supremus - высший, крайний, последний).

Супрематизм - одно из основных течений абстрактивизма, "геометрический конструктивизм" как метод выражения "высшей реальности", - отсюда название, - структуры мироздания в наипростейших геометрических формах: прямой линии, квадрата, круга. Основоположником этого течения был русский художник, поляк по рождению, К. Малевич. Выставленный им в 1915г. "Черный квадрат в белом окладе", по выражению А. Бенуа, "как новая икона" был провозглашен символом "нового искусства".

СЮРРЕАЛИЗМ

(франц. surrealisme от sur - над, сверх и см. реализм) - течение в европейском и американском искусстве, главным образом в поэзии и живописи, первой половины XX в., в котором ставились задачи отражения "сверхреальных", алогичных связей объектов реального мира, проявляющихся лишь в подсознании человека, либо в состоянии транса, сна, гипноза, болезни. Об этом течении было впервые заявлено в 1924 г. В "Манифесте сюрреализма", написанном французским поэтом А. Бретоном (1896-1966), а затем в его же книге "Сюрреализм и живопись" (1928). Своими предшественниками французские сюрреалисты считали немецких романтиков начала XIX в. и символистов конца этого столетия. В "манифесте" Бретон не случайно привел слова романтика Новалиса: "Есть события, которые развиваются параллельно реальным". Одно из центральных понятий сюрреалистической поэзии обозначалось словом "reve" (франц. - мечта, греза), а главной категорией живописи стало "trompe-l'oeil" (франц. "обман зрения"), предполагающее создание внешне иллюзорных, но невозможных по существу "моделей" действительности.

ТЕРРАТОЛОГИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ, СТИЛЬ

(от лат. terratologium - собрание земных редкостей; греч. teras - чудовище) - орнамент, или, в более широком смысле, стиль изображения, образованный причудливо переплетающимися зооморфными и растительными мотивами. Для терратологического стиля в отличие от простого "звериного орнамента" (см. "звериный стиль") характерно фантастическое соединение звериных и растительных форм, изображение сказочных чудовищ, драконов, химер и пр. В конкретно-историческом смысле терратологическим называют орнамент романского и древнерусского искусства XII-XIV вв. (сравн. орнитоморфный орнамент).

ФЛОРАЛИЗМ, ФЛОРЕАЛЬНОЕ ТЕЧЕНИЕ, СТИЛЬ

(от лат. florealis - растительный, floris - цветок). Флорализм - явление или тенденция преобладания в композиции художественного произведения растительных - флореальных мотивов. Растительные формы широко использовались в искусстве Древнего Египта и Месопотамии, античном искусстве, орнаментике Классицизма, в Готике, Барокко, Рококо. В искусстве Модерна на рубеже XIX-XX вв. эта тенденция оформилась в самостоятельное флореальное течение. Именно это течение в Бельгии и Франции отождествляется с Ар Нуво. Выдающимися мастерами "флореального стиля", или Ар Нуво, были В. Орта, Э. Гимар, X. Обрист, А. Гауди, Э. Галле, художники "школы Нан-си", фирмы "Даум".

ЧЕРНОФИГУРНЫЙ СТИЛЬ

Это - тип росписи древнегреческих керамических ваз периода архаики, XII-VII вв. до н. э., в котором фигуры на красном, охристом, реже сером фоне глиняного черепка покрывались черным лаком и выглядели темным силуэтом на светлом фоне. Подобный метод давал относительно небольшие возможности художнику и потому в VI-V вв. до н. э. чернофигурный стиль стал сменяться краснофигурным. Однако на протяжении всего VI и первой половины V в., в эпоху греческой классики и даже эллинизма, этот стиль продолжал существовать, принимая подчас несколько эстетствующие черты, свойственные течению архаистики.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ

Художественное направление 1905-1930 годов, сосредоточенное главным образом в Германии. Художники экспрессионисты стремились запечатлеть внутренние движения души, а не явления внешнего мира. Живописи экспрессионистов свойственны страстность, напряженность и глубоко личностный подход, а картины их служат средством выражения эмоций. Пламенеющий колорит далекий от реальных природных цветов, и нервный мазок наполняют полотна экспрессионистов трепещущей жизненной энергией. Многие художники этого направления черпали

вдохновение в искусстве Ван Гога с его исступленной манерой и необычайным колоритом.

Категория: Мои статьи | Добавил: Far-For (13.11.2007)
Просмотров: 3575 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [11]
Словарь [26]
Словарь
Корзина
Ваша корзина пуста
Поиск
Мини-чат
500
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0