АБРАЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ - мелкозернистые вещества высокой твердости (корунд, наждак, алмаз и др., употребляемые для обработки (шлифования, полирования, заточки, доводки и т.д.) поверхностей из глины, камня, дерева, металла и др.
АВАНТЮРИНОВЫЕ ГЛАЗУРИ - характеризуются мельчайшими кристалликами, кажущимися многочисленными мелкими золотистыми блестками.
АЖУР - способ декорирования посредством сквозной резьбы подвяленного полуфабриката.
АЛЬБИТ - Натриевый полевой шпат, Na2O*Al2O3*6SiO2. Расплавляется при 1200oС. Обычно полевые шпаты состоят из смеси натриевого, калиевого и кальциевого полевого шпата.
АЛКОРА - испанский фарфор Андокид - ( от франц. Arabesque – арабский) - узкий орнамент, наносимый на керамическое изделие методом отводки. Арабеска сложилась в искусстве исламских стран. Построено по принципу бесконечного развития и повторения геометрического или растительного орнамента. Ангоб - вид покрытия для декорирования керамики, отличающийся непрозрачностью и отсутствием блеска; содержит в исходном сырье значительное количество глинистого вещества, не образует стекловидного слоя.
АМОЛ - персидская керамика с гравировкой и росписью.
АМРАТСКАЯ КУЛЬТУРА - додинастическая культура Египта, получившая название от поселения Эль-Амра, датируемого 3800-3600 г. до н.э. Известны различные типы керамики: от бадарийского периода унаследованы красные черноверхие сосуды, появляется керамика с «белым крестоллинейным орнаментом». Она представляет собой красную посуду, на которой белой краской нанесены разнообразные виды решетки, часто изображаются различные сцены.
АНГОБ - это глина, разведенная до консистенции сметаны, применяется для декорирования керамических изделий. Ангобы различных цветов можно получить двумя способами. Первый способ - подобрать природные глины, которые после обжига скрашиваются в разные цвета. Второй- окрасить белую глину в нужный цвет солями металлов. Для окраски ангобов можно использовать гуашевые краски, красящим веществом которых являются оксиды металлов. Для окраски глины в желтый и коричневый цвета может вполне подойти оксид железа в виде окалины, снятой с поверхности железной трубы самовара или садовой печки. Из истории гончарного искусства известно, что; ангобы стали применяться раньше, чем глазурь. Их использовали еще в Древней Греции, в Египте и Риме, а в XVIII веке - в Англии. Позднее эта техника распространилась по всей Европе. Ангобы используются в объемной технике. Это - цветная глина, разведенная до консистенций сметаны, позволяющая устра¬нять дефекты при изготовлении керамики. Ангобы - основа для различной техники: рисунка, панно и декоративных укра¬шений. Глина и оксиды металлов до сегодняшнего дня находят применение в различных культурах. Об атом говорят прекрасные кустарные изделия. Чаще всего это простые предметы из каменной глины, отполированные тонким инструментом, а также из кожетвердой глины.
АНТРОПОМОРФНЫЕ и ЗООМОРФНЫЕ сосуды, блюда, чайники, кружки - сосуды склеены до обжига из гончарных элементов. Все сосуды утилитарные. Обжиг произведен в окислительной или восстановительной среде в зависимости от характера сосуда.
АНТРОПОМОРФНЫЙ ОРНАМЕНТ в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.
АРИТА - японский город гончаров. Слава фарфора из Ариты быстро распространилась по всему миру. С середины XVII века голландская Ост-Индская компания с учетом возрастающего спроса на эти великолепные изделия в разных странах Западной Европы стала закупать все более крупные партии японского фарфора. Европейские купцы называли его "Старый Имари" (Old Imari), потому что погрузка ящиков с фарфором осуществлялась в порту Имари на северном Кюсю, ближайшей к месту производства - городу гончаров Арита - гавани. Название "Старый Имари" сохранилось в торговых каталогах и по сей день.
АРРЕТИНСКАЯ КЕРАМИКА - производилась в Арреции (совр. Ареццо в Тоскане) и поставлялась на римские рынки в 1 в. До н.э. - 1 в. Н.э. А.к. отчетливо повторяет металлические прототипы по форме и орнаменту. Эта посуда была важной статей внутренней и внешней торговли, отдельные образцы встречаются в погребениях белгов доримской Британии и в Арикамеду в Южной Индии.
АРАБЕСКА - (от французского Arabesque – арабский) - узкий орнамент, наносимый на керамическое изделие методом отводки. Арабеска сложилась в искусстве исламских стран. Построено по принципу бесконечного развития и повторения геометрического или растительного орнамента.
АРИКОМЕДУ - поселение близ Пондишерри в Южной Индии, где М.Уилер в 1945 г. обнаружил черно-красную посуду железного века вместе с арретинской керамикой 1 в., ввезенной из Средиземноморья. Ж.К. Казаль позже установил, что черно-красная керамика существовала задолго до периода контактов с Римом.
АСТБЕРИ - это во-первых имя пионера английской керамической технологии - Джона Астбери, родившегося в 1688, а почившего во бозе в 1743, во-вторых, это место в Англии, недалеко от Конглетона в Чешире, а во-вторых это название (благодоря Джону, конечно) английской красновато-коричневая керамика с рельефом из белой глины.
АСЬЕ МИШЕЛЬ-ВИКТОР - скульптор, работал на Мейсенской мануфактуре в 1760-х годах. вносит в мейсенскую пластику новые важные идеи которые он привёз с собой из Франции.. Работая в стиле классицизма, и затмевает самого Кендлера. Вместе они работали над столовым сервизом для Екатерины II, вскоре по окончании которого Кендлер умер (1775).
АЭРОГРАФИЯ - способ декорирования, заключающийся в напылении суспензии керамических красок на изделие, закрытое трафаретом. Хорошим аэрографом можно выполнять текстовые надписи и тонкие цветовые переходы.
|