Пятница, 15.12.2017, 13:15 | Приветствую Вас Случайный прохожий

Farfor

Каталог статей

Главная » Статьи » Словарь

Г

ГАРДНЕР ФРАНЦ - английский купец, в середине 18 века приехал в Россию и основал фарфоровую мануфактуру в селе Вербилки (бывш. Дмитриевский уезд, Московской губерни). В середине 19 века завод перекупил русский промышленник Кузнецов. Но при Кузнецове продолжали на изделия ставить марку Гарднера (скрещенные мечи - которые были в свою очередь заимствованны у Мейсенской мануфактуры, или латинскую букву G. Из-за этого идентификация фарфора (при каком хозяине она была сделана) затруднительна.

ГЕОКСЮР - большое древнеземледельческое поселение, полностью относящееся к 4-му тысячелетию до н.э., расположено в Юго-Восточной Туркмении, неподалеку от одноименной станции. Площадь памятника достигает 12 га при высоте свыше 10 м над окружающей поверхностью. Поселение состояло из многокомнатных домов, разделенных узкими улочками. Все дома выстроены из стандартного, прямоугольного сырцового кирпича. Материальная культура Геоксюр отличается великолепной расписной тонкостенной керамикой, украшенной сложным геометрическим орнаментом, выполненным в полихромной.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).

ГИПС - кристаллогидрат сульфата кальция; переработанную природную форму гипса используют для изготовления моделей и форм для пластического формования и шликерного литья.

ГИПСОМОДЕЛЬНЫЙ СТАНОК - станок для вытачивания из гипсового болвана моделей тел вращения для последующего производства гипсовых литейных форм.

ГИРЛЯНДА - от итал.Ghirlanda - венок. Гирлянда - применяемое в декоративном убранстве изображение в виде листьев, цветов, плодов и т.п., перевитых лентами и сплетенных в полосы.

ГИССАР, ТЕПЕ - телль близ Дамгана в Северном Иране, раскопан Шмидтом в 1931-1932 гг. В 4-м тысячелетии до н.э. культура Г.Т. в некотором отношении стала провозвестницей культуры Белуджистана, а также Индии. Около 2500 г до н.э., раньше, чем где-либо в Иране, серая монохромная керамика сменяет здесь традицию расписной. Специалисты обычно рассматриваю этот факт как свидетельство первого появления индоевропейцев в Иране. Поселение разрушено между 1900 и 1600 гг. до н.э. (дата является спорной), возможно, новыми волнами иранских пришельцев.

ГЛАЗКОВЫЙ ОРНАМЕНТ - декоративный мотив, состоящий из пары кружков или спиралей как на испанской символ-керамике. На некоторых образцах явно изображены глаза, возможно, они символизировали покровительственный взгляд божества на своих почитателей. Мотив широко распространен в Западной Европе 3-го тысячелетия до н.э.

ГЛАЗУРЬ - стеклистое покрытие, которое придают предметам, главным образом керамике, посыпая их стеклянным порошком с последующим обжигом при температуре, когда стекло начинает плавиться. Эта операция улучшает внешний вид изделия и делает его поверхность водонепроницаемой. Глазурью называют также исходный глазурный шликер. Материалами для глазури служат полевой шпат, кварцевый песок, мел и другие. Она снижает водопоглощение черепка, повышает прочность, гигиеничность и эстетичность изделий. Тугоплавкую фарфоровую глазурь изготавливают из полевого шпата, кварца с добавкой каолина, а легкоплавкую фаянсовую и майоликовую - из кварцевого песка, соды, мела, оксидов бора, стронция и др.

ГЛАЗУРЬ, ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ОБЖИГА - глазурь, показывающая декоративный эффект в восстановительных условиях обжига, т.е. в среде с избытком монооксида углерода - металлические пленки, кристаллы на поверхности или в объеме глазури. Глазурями восстановительного огня называют глазури, образующие в процессе восстановительного обжига красивые металлические отблески вследствие восстановления до металла окислов, входящих в состав таких глазурей. Наибольший эффект после восстановления дают глазури с добавлением соединений меди и серебра. Они восстанавливаются до натурального цвета этих металлов.

ГЛАЗУРЬ, ГЛУХАЯ (ЭМАЛЬ) - непрозрачная глазурь, наносимая для маскировки цвета керамического тела или с другой декоративной целью.

ГЛАЗУРЬ, СОЛЯНАЯ - глазурь в виде тонкой пленки силикатов щелочных металлов, образующейся при внесении в горячую печь каменной соли и водяного пара.

ГЛАЗУРЬ, СЫРАЯ - нефритованная глазурь. Состоит из смеси водонерастворимых материалов, сплавляющихся в процессе обжига.

ГЛИНА - осадочная порода, содержащая в основном гидроалюмосиликаты, а также силикаты и оксиды в виде кварцевого песка, полевых шпатов и т.д. При затворении водой образует пластичную массу. Среди керамистов-художников принято называть глиной любой исходный пластичный материал. Глина - тонкодисперсная горная порода, представляющая собой смесь различных минералов - водных алюмосиликатов (каолинит и др.). Глины подразделяют по огнеупорности, способности к спеканию, окраске. В производстве фарфора и фаянса используют огнеупорные, беложгущиеся глины (не более 0,8-1% оксидов железа), в гончарном производстве – легкоплавкие красножгущиеся глины.

ГЛИНА, ЗАПЕСОЧЕННОСТЬ - высокое содержание кварцевого песка и примесей непластичных минералов (полевых шпатов, доломита, слюды и т.п.) в глине, ухудшающее ее формовочные свойства.

ГЛИНИЩЕ (глинокопня) — яма или карьер, где добывают глину.

ГЛИНОЗЕМ - оксид алюминия. Составляет значительную часть химического состава глинообразующих минералов.

ГЛИНЯНЫЙ ПЕРИОД - ступень образования элементарных изобразительных форм на заре верхнего палеолита (получила название по основному материалу творчества). Археологические данные свидетельствуют о первичности монументальной лепной скульптуры зверя; крупные блоки от таких грубых фигур открыты в тупиковой галерее Кастере пещеры Монтеспан. Решающую роль в их возникновении сыграл не творческий умысел, а потребность освободить в узком пещерном ходе перед лепным символом место для группы подростков, имитирующих охоту (обряд инициаций). Именно с такой целью лепка трех больших.

ГЛУШЕНЫЕ ГЛАЗУРИ позволяют маскировать окрашенный керамический черепок. Заглушенность или непрозрачность вызывается наличием в стекле глазури твердых или газообразных включений с коэффициентами преломления света больше или меньше коэффициента преломления самого стекла глазури, то есть обладающих оптической плотностью, отличающейся от плотности стеклофазы. 

ГОЛОСНИКИ - керамические сосуды, закладываемые в своды и стены здания для улучшения акустики.

ГОНЧАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - обработка через обжигание глины для превращения её в предметы домашнего обихода, в строительные материалы и различные украшения, т. е. керамика вообще. Включает три главных класса производств:
• приготовление обычных строительных кирпичей;
• производство различной глиняной или каменной посуды вместе с различными более грубыми предметами украшений или заводских потребностей (каковы: огнепостоянные кирпичи, реторты, кафели, трубы и т. п.)
• и, наконец, приготовление фаянсовых и фарфоровых изделий, как предметов более изысканной домашней и заводской обстановки.
По основным приемам между этими тремя родами производств нет существенных различий; но так как для них применяются весьма неодинаковые сорта глины и отдельные особенности приемов, то, рассматривая в отдельности производство кирпича, фаянса и фарфора, здесь мы совокупляем некоторые общие сведения, относящиеся особенно к тому роду разнообразных глиняных изделий среднего достоинства, которые известны в частности под названием гончарных.

ГОНЧАРНЫЙ КРУГ - машина для формования методом раскатки изделий, имеющих форму тел вращения. Круг, вращающийся в горизонтальной плоскости, облегчает гончару формовку глины для сосудов. Реальные образцы не сохранились, поэтому невозможно определить разновидности Гончарный круг - толчковый, с ножным приводом, с приводом от двигателя и т.д. Признаки использования Г.к. обычно заметны на самой керамике. Вид поворотного столика, известный как "вертушка" (tournette), или медленный круг, первоначально использовался для улучшения лепной керамики, особенно венчиков. В урукской фазе Месопотамии, 3400 г. до н.э.уже использовался быстрый круг. Он постепенно распространился дальше, достиг Европы с минойцами (2400 г. до н.э.) и Британии с белгами (1 в. до н.э.). Наличие Г.к. позволяет предположить существование высокоорганизованного керамического производства, в котором часто использовался прогрессивный тип горна. В Америке Г.к. не встречается..

ГОНЧАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ - изделия, изготовленные из местных окрашенных глинистых материалов, обычно неглазурованные, пористые. Кроме того, так называют изделия, выполненные на гончарном круге.

ГОНЧАРНАЯ МАЙОЛИКА - вообще говоря, изделия из красной глины и покрытые глазурью получили название майолики. Гончарная керамика редко покрывается глазурью целиком и поэтому имеет свое название – гончарка. Как правило, скульптурная керамика делается литьевым способом, но в данном случае вы имеете дело с майоликой, сделанной из гончарных элементов, либо целиком на гончарном круге.

ГОНЧАРНЯ, ГОРШЕЧНЯ - мастерская или заведение, где делают глиняную посуду.

ГОНЧАР, ГОРШЕЧНИК - человек, выпускающий керамические изделия.

ГОРГЕН - эпонимный памятник культуры швейцарского развитого неолита, сменяющей Кортайон. Расположен на оз. Невшатель. Керамика представлена грубыми цилиндрическими формами, орнамент ограничивается несколькими налепными валиками - кордонами. По форме и орнаменту напоминает керамику культуры Сены-Уазы-Марны (Франция).

ГОРН - тип печи периодического действия для обжига керамики с газовым, мазутным и др. топливом, с рабочим пространством в виде шахты или купола. Горн - дровяная печь для обжига керамики.


ГОРШОК - из словаря В. Даля: (так же и для цветов) – округлый, облый глиняный сосуд различного вида, выжженный на огне. Корчага, южн. макитра, самый большой горшок, репкой, с узким дном; горшки или корчаги плавильные, стекловарные, более или менее таковы же; горшок щаной, тамб. естальник, ряз. егольник, того же вида, равно кашник, -чек, но только поменьше. Горшочки называются: махотка, горшенятко, малыш. Высокие горшки, узкогорлые, для молока: глек, балакирь, кринка, горнушка, горлач.


ГРАФФИТИ - любые фигурки или надписи, нацарапанные на поверхности. Встречаются на скалах, домах и на керамике.

ГРЕБЕНЧАТЫЙ ОРНАМЕНТ - распространенный способ украшения керамики. Выполнялся зубчатым инструментом по сырой глине. В результате получались ленты параллельных насечек, часто волнистые.


ГРИЗАЙЛЬ - фр.Grisaille. От фр.Gris - серый. Гризайль - декоративная живопись, выполняемая в разных оттенках одного (серого) цвета. Гризайль создает эффект рельефности изображения, вплоть до полной имитации скульптурного рельефа.

ГРУБОКЕРАМИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ - крупнопористые крупнозернистые керамические материалы, в основном шамотные, применяемые для изготовления крупногабаритных изделий в строительстве, архитектуре малых форм и т.п. Эти сорта выдерживают высокие температуры и термические колебания. Их пластичность зависит от содержания в породе кварца и алюминия (кремнезема и глинозема. - Ред.). В общей структуре много глинозема с высоким содержанием шамота. Температура плавления колеблется от 1440 до 1600 °С. Материал хорошо спекается и дает незначительную усадку, поэтому используется для создания больших объектов и крупноформатных настенных панно. При изготовлении художественных объектов не следует превышать температуру в 1300°С.

ГУАНЬ - китайские горшки.

Категория: Словарь | Добавил: Far-For (10.11.2007)
Просмотров: 1123 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Ничегосебе глоссарий

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [11]
Словарь [26]
Словарь
Корзина
Ваша корзина пуста
Поиск
Мини-чат
500
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0