Четверг, 28.03.2024, 20:48 | Приветствую Вас Случайный прохожий

Farfor

Каталог статей

Главная » Статьи » Словарь

К

КАЛИЕВЫЕ ПОЛЕВЫЕ ШПАТЫ (ОРТОКЛАЗЫ) отвечают формуле К20 • Аl2О3 • 6Si02 натриевые (альбиты)- Na2O • Аl2О3 • 6Si02 , кальциевые (анортиты) - СаО • Аl2О3 • 6Si02 ,. Менее известны и реже встречаются литиевый полевой шпат (сподумен) Li20 • Аl2О3 • 4Si02 и бариевые полевые шпаты (цельзианы) - ВаО • Аl2О3• 6Si02. Эти минералы редко встречаются в чистом виде, обычно они смешаны друг с другом в твердых растворах. В керамические массы предпочитают вводить калиевый полевой шпат, как образующий при плавлении более вязкий расплав, и тем самым способствующий сохранению формы изделия в обжиге. Температура плавления чистого альбита - 1118°С, ортоклаза - 1170°С, анортита - 1550°С. Флюсующие действие полевых шпатов в керамической массе проявляется с 900°С, дальнейшее повышение температуры ведет к растворению в расплаве каолина и кварца.


КАМЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ, КАМЕННАЯ МАССА - керамические плотноспекшиеся, не пропускающие воду изделия однородного строения с раковистым изломом светлой окраски, изготовленные из тугоплавких или огнеупорных глин и каолинов и плавней.

КАМЕНЬ КЕРАМИЧЕСКИЙ - пустотелый строительный материал, изготавливаемый из глинистого сырья с различными добавками. Камень керамический отличается от кирпича несколько большими размерами. По средней плотности камень керамический подразделяется на эффективный (не более 1450 кг/м3) и условно эффективный (1450–1600 кг/м3). Камень керамический различается также по марке, плотности и морозостойкости.


КАННЕЛЮРЫ - орнамент из широких насечек или желобков.

КАСТЕЛЛУЧЧО - поселение раннебронзового века и могильник, состоящий из скальных гробниц, находится близ Сиракуз на о. Сицилия (раскопки Орси 1891-1892 гг.). Одна из гробниц имела резной фасад, некоторые были закрыты плитами с нарезным орнаментом в виде двойных спиралей (рис.55). Характерная керамика расписана черными линиями, треугольниками и т.п. В числе форм - кубки с расширяющимся горлом и чаши на ножках. Происхождение той керамики некоторые ученые связывают со среднеэлладским периодом в Греции. Находки образцов костяных бугорчатых пластин как будто подтверждают эту гипотезу.

КАОЛИН - глина белого цвета, состоящая в основном из минерала каолинита - глинообразующего минерала класса силикатов, средней пластичности, плохо набухающего в воде. Наиболее ценный глинистый материал, отличающийся высокой огнеупорностью, но слабой пластичностью; ввиду меньшего содержания окрашивающих примесей он имеет почти чисто-белый цвет.

КАП - гипсовая, эпоксидная или иная форма для отливки гипсовых форм.

КАРБОРУНД - техническое название карбида кремня - огнеупорного соединения, применяемого в огнеприпасе из-за огнеупорности и высокой термостойкости. Используют также в качестве материала для изготовления электрических нагревателей (силитовые нагреватели), работающих до 1500oC.

КАССИБИЛЕ - огильник из 2000 скальных гробниц, находится на о. Сицилия близ Сиракуз, типичный памятник фазы позднебронзового века (Панталика II). Характерная керамика покрыта бессистемной черной или коричневой росписью в виде перьев. Датируется 100-850 гг. до н.э.

КАХАМАРКА - область в центре долины Мараньон на севере перуанских Анд, где развилась цивилизация того же названия. Керамика Кахамарка украшена линейным бегущим орнаментом (отсюда название "курсивный") или стилизованными фигурами и головами животных коричневато-черного цвета на кремовом фоне. В течение фазы Кахамарка эта керамика экспортировались в Уари, а во время экспансии этой культуры также на северное побережье.



КВАРЦ - встречается в природе в составе многих горных пород и может залегать в виде самостоятельных блоков и жил. Он прозрачен или имеет молочный оттенок, иногда окрашен в различные оттенки. Наиболее чистая разновидность кварца - горный хрусталь - состоит на 99,8-100% из Si02. Кварц при обычной температуре химически инертен, не растворяется ни в одной из кислот, кроме плавиковой(НР). Плотность кварца 2,65г/см3, температура плавления 1710°С. Кварцевое стекло отличается высокой термостойкостью и пропускает ультрафиолетовые лучи.


КЕНДЛЕР И. И. - художник, работавший на Мейсенской мануфактуре в 18 веке. Привнес в фарфор европейский стиль в духе барокко. Кендлер создал серию больших скульптур животных, занимаясь одновременно скульптурами меньшего объема, Кендлер вплотную приступил к моделированию посуды. Керамика Кендлера украшена линейным бегущим орнаментом (отсюда название "курсивный") или стилизованными фигурами и головами животных коричневато-черного цвета на кремовом фоне. В течение фазы К. З эта керамика экспортировались в Уари, а во время экспансии этой культуры также на северное побережье.

КЕРАМИКА - поликристаллический неметаллический твердый материал или изделие из него, полученные искусственно в процессе обжига.(греческое — гончарное искусство, от слова keramos — глина) — это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками. Керамика распространена в быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины), она применяется в строительстве, в искусстве. Можно выделить основные виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор. При высыхании глина теряет много воды, вновь включая ее при увлажении. При обжиге глины вода улетучивается из ее молекул при температуре 400 градусов С и не восстанавливается при последующем отсыревании, глина превращается в керамику. При температуре свыше 1000 градусов частицы начинают плавиться, но такие температуры были недоступны древнейшим гончарам. Керамика имеет много преимуществ. Сырье для нее широко распространено, формовка и обжиг несложны, глине можно придать бесчисленное множество форм и орнаментов. Неудобство, состоящиее в хрупкости, представляет собой еще одно преимущество для археолога, поскольку в виде черепков К. почти неуничтожима. Все эти факторы придают ей огромное значение в археологии. Керамика - одна из наиболее массовых находок на всяком поселении, где она использовалась, наиболее яркий индикатор культурных различий, развития и родственности, техника ее изготовления сравнительно легко выявляется при керамическом анализе. Можно установить, была ли она вылеплена, составлена из колец или сделана на кругу. Легко выявить состав изделий, а также характер обработки поверхности (ангоб, роспись, лощение). Предметом исследований являются также разнообразные методы орнамента. Легкость нанесения орнамента многим первобытным народам давала единственную возможность выразить свои творческие способности. Информация, которую несет керамика, часто является уникальной. Основными технологические видами керамики являются гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса и фарфор. Керамические изделия классифицируют по назначению и свойствам, по основному используемому сырью или фазовому составу спекшейся керамики. Керамические изделия подразделяют на 2 класса: полностью спекшиеся керамические изделия, плотные керамические изделия, блестящие в изломе изделия с водопоглощением не выше 0,5% и пористые, частично спекшиеся изделия с водопоглощением до 15%.

КЕРАМИЧЕСКИЙ ГРАНИТ – одно из последних слов в отрасли. Этому виду керамики всего лишь несколько десятилетий. Для производства керамического гранита используется более сложное сырье, нежели чем для простой керамической плитки. Керамический бисквит в данном случае образуется путем смешения глины различных сортов, добавления кварца и полевого шпата. Плюс к этому в состав вносят натуральные красители, проникающие во весь объем теста. Затем смесь тщательно перемешивают и прессуют под большим давлением, обжигают при экстремально высоких температурах – и керамический гранит готов.
По своим физическим свойствам он не уступает натуральному камню и даже превосходит его. Керамический гранит обладает самой высокой устойчивостью к механическим нагрузкам и истиранию, и даже более низким показателем водопоглощения – по сравнению с натуральными камнями.

КЕРАМИЧЕСКИЕ КРАСКИ - смесь пигментов с флюсами и вязкой основой, т.н. средой (скипидар, глицерин, раствор сахара и т.п.) для декорирования керамики.Различаются ПОДГЛАЗУРНЫЕ,НАДГЛАЗУРНЫЕ краски.

КИРПИЧ - это брусок обожженной глины, как его толкует словарь Д.Н. Ушакова. В житейском же смысле это самый востребованный, гуманный и практичный материал для жилья. Даже непосвященным известно, что "брусок обожженной глины" отличает прочность, долговечность, высокая тепло- и звукоизоляция. Кирпич ценят еще и за то, что стены из него, как говорят в народе, "дышат". Сегодня мы расскажем о достоинствах и особенностях этого популярного строительного материала.



КИСЛОТОСТОЙКОСТЬ - характеристика глазурного покрытия, в основном, изделий, предназначенных для контакта с пищей. Существуют разные методики оценки кислотостойкости, чаще всего оценивается выделение металлов, изменение цвета глазури или краски при контакте со слабым раствором уксусной кислоты. Подлежат контролю выделения свинца, бария, меди, марганца, лития, бора и других металлов. Кислотостойкость тесно связана с общей химической стойкостью глазури. Как правило, более стойкие покрытия показывают и большую твердость, абразивную устойчивость.


КЛАССИФИКАЦИЯ КЕРАМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ:
- строительная керамика
- бытовая и художественно-декоративная керамика
- огнеупорная керамика
- техническая керамика

КЛЕПИК - деревянный нож для подрезания глины при работе на гончарном круге.

КЛИНКЕР – это почти та же самая монокоттура, только еще более плотная. При ее изготовлении смесь продавливают (экструдируют) через форму, а затем обжигают при более высоких температурах, нежели чем при обычном одинарном обжиге. В результате экструзии можно получить плитку любой геометрической формы, в том числе весьма причудливой. А высокотемпературный обжиг защищает керамику данного типа от действия механических нагрузок, абразивных процессов и агрессивных химических сред. Благодаря всему этому клинкер успешно используется в бассейнах, а также для облицовки пола и фасадов.

КЛИНОЭНСТАТИТОВУЮ (стеатитовую) керамику получают на основе талька - Mg3Si4O!0(OH)2, плотные разновидности которого называют стеатитом. При нагревании тальк переходит в метасиликат магния, который, претерпевая ряд модификационных изменений, превращается при температуре 1200-1400 в клиноэнстатит. Мелкозернистая структура стеатитовых изделий и низкое содержание стекловидной фазы определяют их электрические и механические свойства, включая высокую диэлектрическую константу и малые диэлектрические потери.

КНЫШ - вставка из огнеупорного материала различной формы.

КОБОРИ ЭНСЮ (1579–1647) - один из крупнейших японских архитекторов, садоводов, художников-керамистов и мастеров чайной церемонии. Благодаря своим разносторонним художественным талантам Энсю вошел в историю японского искусства как создатель чайных садов и павильонов и как автор превосходной посуды, предназначенной для чайной церемонии.

КОЖЕТВЕРДОЕ СОСТОЯНИЕ - состояние керамического полуфабриката, при котором в виду его достаточной механической прочности и легкой обрабатываемости (влажность 18 - 24%) можно проводить скульптурное декорирование или устранять дефекты поверхности; такое состояние наступает после подвялки, т.е. кратковременной сушки.

 КОНУС ЗЕГЕРА, ПИРОСКОП - пирамидка, отформованная из массы специального стандартного состава, имеющей определенную температуру деформации. По загибанию вершины пироскопа (т.н. падение пироскопа) косвенно определяют максимальную температуру, достигнутую на данном участке печи во время обжига.

КОРДИЕРИТ - тройной оксид магния, алюминия, кремния - химическое соединение, применяемое для изготовления огнеприпаса; отличается высокой термостойкостью, но имеет ограниченное применение из-за невысокой температуры службы (до 1200oC). Кордиеритовая керамика, полученная на основе кордиерита (2MgO2Ai2O35SiO2), ввиду его низкого коэффициента термического расширения, может подвергаться резким температурным изменениям во время службы. Кордиерит при спекании образуется в виде - формы, имеет короткие псевдогексагональные призмы размером 0,05 мм. Ниже 925о при кристаллизации стекла, заполняющего промежутки между кристаллами кордиерита, может выделитья -кордиерит в виде волокнистых кристаллов. Эта фаза нежелательна из-за более высокого коэфициента термического расширения, чем у - формы.

КОРЖ, БЛИН - пласт частично обезвоженной на фильтр-прессе керамической массы, преимущественно круглой формы.

КОРОВИК - небольшой круглый камень, применяемый для лощения изделий из глины.


КОСТЯНОЙ ФАРФОР - отличается высокой белизной, просвечиваемостью и декоративностью, но такой фарфор легко деформируется в обжиге. Отдепьные виды костяного неглазурованного фарфора носят название париана (малопрозрачный материал с желтоватым оттенком) и каррары (напоминают белый каррарский мрамор). Применяют костяной фарфор для изготовления чайных и кофейных сервизов, а также бисквитных скульптур. Для изготовления столовой посуды этот материал не применяют, так как он неустойчив к действию кислот и щелочей.

КОТТО – это плитка древнего дизайна (что весьма ценно в нашу позднюю эпоху). Обычно она не глазируется и обладает естественными терракотовыми оттенками. Отсутствие глазури позволяет обойтись единственной процедурой обжига, в результате чего плитка получается достаточно прочной и пригодной для укладки на пол. Однако, ее всё же следует натереть восковой мастикой – иначе она будет впитывать влагу и подвергаться неблагоприятному воздействию агрессивных веществ (например, в ванной комнате и в кухне). Котто – равно как и клинкер – получают методом экструзии (выдавливания), в результате чего можно достичь сложных геометрических форм. Котто бывает как с гладкой, так и с рельефной поверхностью.


КРАКЛЕ - вид глазури, покрытой сетью волосяных трещин, часто окрашенных по-иному, чем основная глазурь. Получают путем втирания керамических пигментов в трещины, образующиеся в результате цека на глазури, и последующего обжига. Иногда ограничиваются окрашиванием трещин органическими красителями.


КРЕМНЕЗЕМ - оксид кремния. Составляет значительную часть химического состава глинообразующих минералов.




КРЫТЬЁ СПЛОШНОЕ – это покрытие корпуса изделия равномерным слоем краски; полукрытье – цветная полоса шириной 20 мм и более; нисходящее крытье – это крытье с постепенным переходом от сильного тона краски к слабому; при крытье с прочисткой в краске прочищен узор.



КЭНДЗАНА ОГАТА - японский керамист, наряду с духовно насыщенными и простыми по форме предметами для Чайной церемонии возникла украшенная многоцветными эмалевыми красками керамика нового типа. Ее появление связано с именем Нономура Нинсэя (вторая половина XVII в.), а расцвет — с Огата Кэндзана (1664–1743), творчество которого оказало влияние на керамическое производство всей страны.

 

Категория: Словарь | Добавил: Far-For (10.11.2007)
Просмотров: 1501 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [11]
Словарь [26]
Словарь
Поиск
Мини-чат
500
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0