Четверг, 28.03.2024, 14:53 | Приветствую Вас Случайный прохожий

Farfor

Каталог статей

Главная » Статьи » Словарь

М

МАЙОЛИКА - (итал. maiolica) - вид керамики из легкоплавких, как правило, местных глин. Отличается пористостью и применением широкой палитры декорирующих легкоплавких глазурей, глухих или прозрачных, сохраняющих цвет керамики. Сохраняет популярность из-за невысокой стоимости, яркости и насыщенности красок. В декоративном искусстве - изделия из цветной обожженной глины крупнозернистого строения, покрытые непрозрачной эмалью (архитектурные облицовки, посуда, статуэтки). Декоративный рисунок наносился в майоликовых изделиях росписью перед обжигом поверх сырой эмали белого цвета. В России XVII - XVIII вв. эта техника носила наименование ценины, ценинного дела. Вследствие обжига при сравнительно невысокой температуре живопись майоликовых изделий довольно богата красками. Расцвет майоликового производства в Западной Европе падает на XVI-XVII вв., в России - на XVII-XVIII вв. Последующий его упадок связан в основном с появлением фаянса и фарфора.

"МАКАРОНЫ" - группа волнистых линий, прочерченных двумя или тремя пальцами на поверхности глины в верхнепалеолитических пиренейских пещерах (в т.ч. в Альтамире). Предположение о непосредственном переходе от "М." К идее рисунка зверя было сформулировано А. Брейлем (1911 г.) Гипотеза о таком легком открытии феномена творчества созерцающим индивидуумом впоследствии не подтвердилась. Ученые истолковывают "макароны" как имитационно-символическое воспроизведения грифад (прочерчен от когтей) пещерного медведя, занявшего особое место в сознании человека палеолита.

МАРАЖОАРА - стиль керамики, производившейся на о. Маражо в устье р. Амазонка начиная с 15 в. и до европейского завоевания. Тщательная полихромная орнаментация урн имеет сходство с керамикой других районов Амазонии и Восточного Эквадора.

МАРКОЛИНИ - 1774-1814 – живописец, работал На Мейсенской мануфактуре в 1780-х годах.



МАССА КЕРАМИЧЕСКАЯ - приготовленная к формованию глина или смесь компонентов керамического сырья.

МАТОВОСТЬ - явление оптическое, связанное с присутствием множества плоскостей раздела, от которых свет отражается и рассеивается. Матовость обусловлена выделением в глазурном стекле, а также на поверхности кристаллических соединений с выступающими гранями кристаллов, что обеспечивает высокие показатели химической и термической устойчивости, механической прочности, достаточную стабильность декоративного эффекта. Матовость глазурного покрытия вызвана мелкозернистой кристаллизацией на поверхности слоя с выделением кристаллических соединений, показатели преломления которых значительно отличаются от показателей преломления стеклофазы: волластонита, анортита, геленита, виллемита, диопсида и др.

МЕАНДР - непрерывный узор из ленты или отдельной линии с равномерными изгибами. Спиральный М. Представляет собой просто спираль, прямоугольный меандр - тот же мотив, но с прямыми углами.

МЕДАЛЬОН - фр.Medaillon. Медальон - орнаментальная или изобразительная композиция в овальном или круглом обрамлении. Медальоны применяются в декоративном убранстве фасадов и интерьеров.

МЕЛЬНИЦА, ШАРОВАЯ - машина в виде футерованного изнутри металлического барабана с мелющими телами, предназначенная для помола и смешивания сырьевых компонентов.

МЕШАЛКА ЛОПАСТНАЯ - машина для перемешивания керамического шликера, состоящая из горизонтально погружаемого в бассейн или бак металлического стержня с лопастями. В отличие от пропеллерной мешалки имеет большой диаметр лопастей и малую скорость вращения во избежании захвата воздуха.

МЕШАЛКА ПРОПЕЛЛЕРНАЯ - машина для перемешивания керамического шликера, состоящая из погружаемого в бассейн или бак вала с пропеллером, приводимого в движение электромотором.



МОКРЫЙ ПОМОЛ - помол, проводимый в воде.

МОЛОЧНЫЙ ОБЖИГ - это древний способ придать гончарному изделию красивый декоративный вид и сделать ее водонепроницаемой. Осуществляется он очень просто. После первого утельного обжига керамики ее опускают в молоко, а затем нагревают до 350 градусов.

МОНОКОТТУРА – технология одинарного обжига. Руководствуясь ей, нужно спрессовать глиняную смесь, высушить ее, после чего сразу же нанести глазурь и только после этого приступить к обжигу. Монокоттура – современная технология, она имеет значительные преимущества перед бикоттурой. А именно, двойной обжиг делает плитку пористой, вследствие чего она получается не очень прочной. Монокоттура намного прочнее, она имеет более высокую плотность и, следовательно, вес. Она специально задумывалась в качестве высокопрочного покрытия для пола, в то время как бикоттура на полу не очень хороша. Но и для стен монокоттура тоже, разумеется, подходит.

МОРИДЗАРА - тарелка для раскладывания ингредиентов для блюда набэмоно. Используется также для подачи сасими и вареных блюд.

МОРОЗОСТОЙКОСТЬ - способность керамического материала пропитанного водой выдерживать попеременные циклы замораживания и оттаивания без разрушения и изменения внешнего вида.

 

МРАМОРИЗАЦИЯ - способ декорирования керамики, заключающийся в свободном растекании по поверхности декорируемого изделия цветных ангобов. Применялся на Руси в Х-XII веках и сохранился до наших дней. Основан он на свободном растекании цветных ангобов по поверхности керамического изделия. Наиболее живописным рисунок узора получается в том случае, когда роспись ведется по сырому ангобному грунту. На поверхность изделия наносят толстым слоем всевозможные полосы, капли, кляксы, которые начинают тут же стекать по влажному фону вниз. Гончар берет изделие в обе руки и, медленно поворачивая, наклоняет его то в одну сторону, то в другую. Иногда изделие слегка встряхивают, переплетаясь и сливаясь, потеки ангобов образуют сложный рисунок, чём-то напоминающий текстуру мрамора, отсюда и название этого способа декорирования.
В настоящее время эффект мраморизации достигаестя и с помощьюЛЮСТРОВ(см.Люстр)И специальных добавок,так называемых МРАМОРООБРАЗОВАТЕЛЕЙ.
МУЛЛИТ - двойной оксид алюминия и кремния. Образуется при обжиге глинистых материалов при температуре выше 1200oC. Благодаря своей огнеупорности и высокой термостойкости, а также тому, что кристаллизуется в виде игл, упрочняющих керамический материал, значительно улучшает его свойства, прежде всего фарфора.

МУРАВА - древнерусское название глазури, преимущественно зеленого цвета.

МУРАВЛЕНИЕ - состоит в том, что во время обжигания в печь бросают соль, которая, превращаясь в пары, садится на изделия, и там, где она сядет, глина с составными своими частями и солью образует легкоплавкое соединение, род стекла, называемого муравою.

МУФЕЛЬ - тип печи, рабочее пространство которой отделено от нагревателей (горелок) огнеупорной стенкой.


МУШКА - дефект обжига, заключающийся в образовании рыжего или черного пятна на поверхности изделия из-за попадания в массу железосодержащей примеси.

МЯГКИЙ ФАРФОР - представляет собою два совершенно различных сорта, более или менее приближающихся к фарфору по цвету, прозрачности и глазури, но весьма чувствительные к быстрой перемене температуры. До появления в Европе твердого фарфора, применялся мягкий. Если провести по мягкому фарфору ножом, глазурь дает трещину; этим способом его легче всего отличить от твердого фарфора, глазурь которого в подобном случае ничуть не пострадает.

Категория: Словарь | Добавил: Far-For (10.11.2007)
Просмотров: 1169 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [11]
Словарь [26]
Словарь
Поиск
Мини-чат
500
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0