Пятница, 26.04.2024, 04:20 | Приветствую Вас Случайный прохожий

Farfor

Каталог статей

Главная » Статьи » Словарь

П

ПАСТИЛАЖ - в грушу или пластмассовый флакон набирают ангоб и, ориентируясь на линии вспомогательного рисунка, наносят на поверхность изделия. Там, где требуется провести тонкую линию, на грушу нажимают лишь слегка, там же, где линия должна быть толще, нажим усиливают. Самые тонкие линии узора выполняются пипеткой.

ПАЭСТРЕ ДВОРЕЦ - «Музей Фаянса» был открыт публике в мае 1995, он был устроен в крепости XIX века, называемой Дворец Пастрэ.

ПЕГМАТИТЫ.- В настоящее время являются основным заменителем полевых шпатов в производстве тонкой керамики. Пегматиты содержат в своем составе 60-70% полевых шпатов, 25-30% кварца, некоторое количество слюды и других минералов. Наличие слюды слюды в пегматитах нередко приводит к образованию "мушек", портящих внешний вид беложгущихся изделий. Твердые растворы альбита и анортита образуют группу плагиоклазов.

ПЕТЛЯ - инструмент для резьбы по глине.


ПЕЧЬ (электросопротивления, газовая и т.д.) - агрегат для обжига керамики. Печь электросопротивления состоит из рабочего пространства, нагревателя, футеровки и силовой части с датчиком и регулятором температуры.

ПЕЧАТЬ - графический однокрасочный рисунок, перенесенный с гравированной доски или вала на папиросную бумагу или резиновую мембрану, а с них на изделие. Рисунок может быть дополнительно раскрашен вручную одной, двумя или более красками. Внешние признаки: – тонкий одноцветный контур, следы ручной раскраски.


ПИГМЕНТ КЕРАМИЧЕСКИЙ - неорганическое соединение (оксид, шпинель и т.д.), имеющее ярко выраженную окраску и сохраняющую ее в процессе обжига под воздействием высокой температуры и расплава глазури. Пигменты - это неорганические соединения, которые окрашивают глину и глазурь. Пигменты можно разделить на две группы: оксиды и красящие вещества. Оксиды - основной материал естественного происхождения, который образуется среди пород земной коры, очищается и распыляется. Чаще всего используются: медный оксид, который в окислительной среде обжига принимает зеленый цвет; оксид кобальта, образующий голубые тона; оксид железа, дающий в смеси с глазурью голубые тона, а в смеси с глиной - ангобы земляных тонов. Оксид хрома придает глине оливково-зеленый цвет, оксид магния - коричневый и пурпурный, оксид никеля - серовато-зеленые тона. Все эти оксиды можно смешивать с глиной в пропорции 0,5-6%.

ПИРОМЕТР - прибор, позволяющий определить температуру обжига (через отверстие в печи). Используется, начиная с температур интенсивного свечения (выше 600oC).

ПИРОФИЛЛИТ - минерал, структурно подобный тальку, имеет химический состав Аl2О3 • 4SiO2 • Н2О . Огнеупорность пирофиллитов 1610-1710°С. Мягкость пирофиллита позволяет вытачивать из него детали, которые после обжига при 1300^ соответствует прочности фарфора. Известны Казахские, Белорусские, Закавказкие пирофиллиты.

ПЛАВНИ - это легкоплавкие материалы (полевой шпат, пегматит, перлит, костяная зола и др.), имеющие низкую температуру плавления или образующие в процессе обжига с другими компонентами сырья легкоплавкие соединения. Плавни используются в технологии керамики для снижения температуры спекания керамического материала и увеличения количества стеклофазы. Расплавляясь при обжиге, они образуют прозрачное вязкое стекло, которое связывает чатицы массы, заполняет поры, частично растворяет глинистые вещества и выделяет из расплава кристаллы муллита. Плавни обуславливают просвечиваемость и другие свойства черепка.

ПЛАСТИЧЕСКОЕ ФОРМОВАНИЕ - совокупность методов формования пластичной массы влажностью 18 - 25 %.

ПЛАСТИЧНОСТЬ - свойство массы изменять свою форму под воздействием нагрузки без разрыва сплошности и сохранять форму после снятия нагрузки. Говорят, что глинистая масса пластичная, если из нее легко сформовать требуемое изделие, если тонкие стенки изделия не "падают", если при формовании не образуются трещины. В процессе работы масса теряет влагу за счет естественного высыхания и становится более хрупкой, т.е менее пластичной; кроме того, масса увлажняется водой, например, при вытягивании горшка на гончарном круге, и тогда она становится более мягкой, приближаясь по свойствам к густой жидкости. Пластичность - это состояние между густой жидкостью и хрупким телом, поэтому часто пластичность выражают как интервал влажности. По ГОСТ 5499 пластичность выражается числом пластичности - разностью между влажностью на нижнем пределе текучести и влажностью на границе раскатывания. По методу Земятченского определяют деформирующую силу, которую нужно приложить к шару из массы, чтобы он не только сплющился, но и треснул. Существует множество других количественных показателей пластичности.

ПЛЕШИНА (лысина) - вид дефекта глазури, ее отсутствие на отдельных довольно больших участках изделия.Плешины - результат отделения кусков глазурного покрытия из-за их слабой связанности с черепком, например, в результате загрязнения поверхности изделия перед глазурованием, чрезмерной усадки глазурного слоя и т.д.

ПЛИНФА - плоский кирпич (обычно 40х30х3 см), строительный материал и элемент внешнего декоративного убранства храмов.



ПОДГЛАЗУРНАЯ КРАСКА - керамические  пигментысмешанные в определенной пропорции со связующими,такими,как глазурь,иногда фарфоровая масса. Наносится на сырое или утильное изделие со связкой (раствором глицерина, сахара, декстрина и т.д.) или без нее и покрывается глазурью. Подглазурное декорирование отличается высокой химической и стойкостью, долговечностью. Подглазурные краски (оксиды кобальта, хрома, марганца, растворимые соли, ангобы) наносят на неглазурованную поверхность черепка и закрепляют в политом обжиге вместе с глазурью. Подглазурный кобальт дает глубоко синюю окраску, а растворимые соли кобальта, никеля – мягкие (пастельные) тона.

ПОДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ - роспись подглазурными красками и солями по утилю или по сырцу. В зависимости от желаемого эффекта роспись солями можно и не глазуровать. Подглазурная роспись оксидами или чистыми красящими веществами с последующим покрытием глазурью придает глине то качество, которое знаменует окончательное завершение внешнего вида и обеспечивает изделию из керамики прочность. Нанесение глазури и последующий обжиг — окончательная фаза изготовле¬ния гончарного изделия и самый ответственный момент в творчестве гончара. Ошибки, допущенные во время этих процессов, уже нельзя исправить. Подглазурную роспись впервые стали применять в Египте в Древнем царстве.

ПОЛЕВОЙ ШПАТ - универсальный плавень в технологии тонкой керамики и в производстве глазурей. Земная кора состоит более чем на 50% из полевошпатовых пород, но месторождения полевых шпатов, пригодных для керамической промышленности весьма ограничены и в основном исчерпаны. Представляют собой алюмосиликаты щелочных и щелочноземельных металлов.


ПОЛИТОЙ ОБЖИГ - обжиг глазурованных изделий.

ПОЛИХРОМИЯ - многоцветность, появляется в Двуречье в период Джемдет-наср.

ПОЛЕВЫЕ ШПАТЫ - минералы (альбит, микролин, ортоклаз и др.), применяемые в качестве керамического сырья как плавни.

ПОЛИВА - устаревшее название глазури. В настоящее время поливами иногда называют ярко-окрашенные легкоплавкие глазури для майолики.

ПОЛУФАРФОР- вид керамики, близкий к полевошпатному фаянсу, отличающийся от последнего большим содержанием полевых шпатов. Полуфарфор характеризуется белым или окрашенным плотным полуспекшимся черепком, покрытым полупрозрачной или цветной глазурьб. По составу и температуре обжига занимает промежуточное положение между фарфором и твердым полевошпатным фаянсом. Водопоглощение составляет 5-8%. Обжиг изделий при температуре 1150-1250°С. Фарфоровые изделия должны иметь спекшийся черепок, покрытый бесцветной прозрачной глазурью, иногда специально окрашенный черепок, или специально покрываются цветными глазурями. Белизна фарфора в настоящее время регламентируется стандартом и составляет 55-68%.



ПОСЕЧКИ - односторонние трещины небольшой протяженности на поверхности или краях изделия.


ПРЕСС-ПОРОШОК - порошок, состоящий из сырьевых материалов, имеющий влажность 4 - 8 %, определенный размер частиц преимущественно округлой формы и получаемый для изготовления керамических изделий методом полусухого прессования.

ПРОЗРАЧНЫЕ ГЛАЗУРИ – покрытия с однофазной микроструктурой, которые не обнаруживают признаков фазового разделения в световом и электронном микроскопах я прозрачны по внешнему виду. При этом допускается наличие немногочисленных нерастворившихся кристаллов или газовых пузырьков, не влияющих на внешний вид глазурного покрытия вследствие очень малых размеров, составляющих менее 0,2 мкм.
Преимуществом прозрачных глазурей является возможность их использования при подглазурном и надглазурном декорировании, а также способность окрашиваться керамическими жаростойкими пигментами и красящими оксидами металлов в яркие, сочные, чистых оттенков цвета. К недостаткам следует отнести то, что они снижают на 2-3% белизну ангоба или глазури основного слоя, а также отличаются повышенной склонностью к микротрещинам вследствие невысокой прочности однофазного стекла на растяжение.

ПРЫЩ - вид дефекта глазури, вздутие на ее поверхности в результате, например, слишком быстрого подъема температуры в интервале 800-1000оС.


Категория: Словарь | Добавил: Far-For (10.11.2007)
Просмотров: 1327 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [11]
Словарь [26]
Словарь
Поиск
Мини-чат
500
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0